Аэроглиссеры –
наиболее
приближенные к вездеходам средства передвижения в различных средах и на
их
границах. Приводятся в движение посредством воздушного пропеллера
(частота
вращения 1200–3500 оборотов в минуту), создающего упор, достаточный для
движения катера. Управление аэроглиссером осуществляется с помощью
рулей,
расположенных в зоне создаваемого пропеллером воздушного потока.
Поэтому,
аэроглиссер почти не привязан к водной среде и может, при достаточной
мощности
двигателя передвигаться по сухому грунту, не теряя управления.
При
передвижении по водной поверхности со значительной скоростью
аэроглиссер
переходит в режим глиссирования (планирования), используя эффект
динамической
воздушной подушки, находясь в неводоизмещающем режиме. На этом же
принципе
основано движение современных экранопланов. Такой эффект сильнее всего
проявляется на мелководье, поскольку корпус аэроглиссера как бы
прижимает слой
воды к грунту, вызывая дополнительную подъемную силу. Этот же эффект
проявляется при движении по участкам водной поверхности, покрытым
тиной,
травой, тростником и пр.
При
движении по твердым средам (снег, лед, песок, трава, грунт и пр.)
используется
принцип скольжения. Для этих целей корпуса катеров покрывают
специальным
полимерным материалом, обладающим фрикционными свойствами и существенно
уменьшающим силу трения.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Преимущества
аэроглиссеров
Самое
главное преимущество – это то, что аэроглиссеры могут использоваться в
районах,
абсолютно недоступных для всех прочих видов транспорта, включая
вертолеты
(например, под кронами деревьев или в нелетную погоду). Идеальная среда
для
аэроглиссеров – мелководье и заболоченные участки, хотя они также
великолепны и
на участках с глубокой водой, покрытой растительностью абсолютно
непроходимых
для других типов катеров и лодок. В то же время, аэроглиссеры могут
легко
перемещаться по снегу, льду, шуге, грунту, траве, грязи и т.п., а также
преодолевать препятствия и брать определенные подъемы. Управляемость
аэроглиссеров в любых средах исключительна - они способны почти без
крена
поворачивать на полном ходу, разворачиваться на месте, в том числе и на
твердом
грунте, объезжать препятствия и т.д.
Аэроглиссеры
– наиболее дружественны к окружающей среде, поскольку в качестве
движителей
используются автомобильные двигатели, отвечающие самым строгим
экологическим
требованиям. Не существует никакой связи между агрегатами катера и
водной
средой (охлаждение по автомобильному принципу – антифриз, замкнутый
цикл), нет
никаких выступающих в воду частей, любые протечки двигателя собираются
внутри
корпуса. Во время движения аэроглиссеры не вырывают водную
растительность, не
наносят ущерб животному миру.
Управление
аэроглиссером – великолепный отдых, дающий сильнейший адреналиновый
удар.
Огромная скорость, потрясающая маневренность, возможность прохождения
практически любых участков – основное достоинство аэроглиссеров.
Помимо
практического использования для производственных целей, аэроглиссеры
незаменимы
для охоты и рыбалки. Кроме неограниченного доступа в самые трудные
места,
аэроглиссеры позволяют ближе подходить к животным и растениям, так как
шум и
вибрация двигателя практически не передается в водную среду. Поэтому
утки, гуси
и прочая водная живность не так боятся приближающийся аэроглиссер в
отличии от
плавсредств с традиционным движителем.
Использование
аэроглиссеров
Везде,
где невозможно использование любых других видов транспорта. В целом
аэроглиссеры могут использоваться для работы, для отдыха или спорта.
В
первую группу входят аэроглиссеры, специально оборудованные для
спасательных
работ, в том числе во время наводнений, так как для аэроглиссеров
безразлична
глубина, наличие подводных препятствий и течений. Известно огромное
количество
случаев, когда спасение было возможным только с использованием
аэроглиссеров. В
частности, неимоверные усилия работников МЧС по спасению людей,
провалившихся
на тонком льду, могли бы показаться пустяком при использовании
аэроглиссеров,
абсолютно безразличных к толщине и состоянию льда. Во многих странах
аэроглиссеры используются для контроля водной растительности. Для этих
целей
они оборудуются системой распыления химикатов. Эффект достигается
невероятный,
так как распыление происходит при помощи воздушной струи пропеллера. Во
всяком
случае, по сравнению с распылением с воздуха данный способ
представляется на
порядок дешевле. Часто аэроглиссеры находятся на службе у охранных и
контролирующих структур, таких как пограничные службы, силовые
структуры,
рыбнадзоры, егерские службы, судоходные инспекции, пожарные службы,
лоцманские
станции, геологи, нефтегазоразведка, сейсмологи и многие другие.
Для
отдыха аэроглиссеры используются, в основном охотниками и рыболовами, в
последнее время они с удовольствием приобретаются для обычных выездов
на
природу, поскольку по удобству и неприхотливости намного превосходят
другие
плавсредства. Зачастую большие аэроглиссеры до 30 человек используются
туристическими компаниями для экскурсий в недоступные места, или
компаниями-перевозчиками для доставки пассажиров.
В
спортивном плане аэроглиссеры задействованы в различных соревнованиях,
пока, в
большинстве случаев, проводимых в США.
Составные
части аэроглиссера
Корпус.
Самая важная часть катера, выполняется из специальных морских
алюминиевых
сплавов особой прочности. Некоторые производители доказывали их особую
прочность роняя с 10-метровой высоты на бетонные плиты. В связи с этим,
аэроглиссеры не боятся ударов, столкновений и т.п., разумеется в смысле
прочности корпуса. Не следует, тем не менее, забывать об инерционных
силах,
могущих выбросить водителя в случае особо тяжелого удара на большой
скорости.
Основное в корпусе – его конструкция, которая нарабатывается годами и
подбирается специально под нужды заказчика, исходя из целей
использования.
Корпуса зашкуриваются или красятся для предотвращения бликов на солнце.
Снаружи
корпуса защищаются специальными полимерными составами, наносимыми либо
накаткой
с промежуточной сушкой, либо механическим креплением полимерных листов
при
необходимости прохождения участков открытого грунта, а также льда,
торосов и
пр. Как правило, материал, форма и обводы корпуса – это know-how
компании-производителя, наработанная за много лет постоянных
разработок,
испытаний и улучшений. В большинстве случаев корпуса делаются почти
плоскодонными, чтобы обеспечить проходимость и аквапланирование на
динамической
подушке. Однако существуют разработки и с V-образным корпусом, который
лучше
держит волну, но ограничивает проходимость.
Двигатель.
Используются два типа двигателей: авиационные и автомобильные, причем в
последнее
время все активнее используются автомобильные двигатели,
дооборудованные для
аэроглиссеров. Мощность двигателя зависит от потребностей потребителя.
Наиболее
распространенными являются двигатели мощностью 100–350 л.с. Вся
выхлопная
система выполняется из нержавеющей стали. Все остальное, в большей или
меньшей
степени, остается таким же, как и в приличном автомобиле. Все
необходимые
приборы, ключ зажигания и пр. выведены на специальную консоль рядом с
операторским местом. Система охлаждения – антифриз, замкнутый цикл.
Предусматривается двойная аккумуляторная система с возможностью
переключения с
одного аккумулятора на другой. Самая главная характеристика двигателей
с точки
зрения установки на аэрокатер – соотношение вес/мощность.
Пропеллер.
Существует два типа: переклеенный из специальных пород древесины с
оковкой
атакующих кромок лопастей диаметром примерно 2 м или композитный
углепластиковый. Также пропеллеры могут быть двухлопастные, шести- и
более
лопастные, последние иногда соосного вращения (два на одном валу,
движущиеся
навстречу друг другу). Выбор пропеллера зависит от назначения и целей
использования аэрокатера и выбираются заказчиком.
Трансмиссия.
Используется для совмещения пика мощности двигателя с пиком упора
винта,
которые не совпадают на одних и тех же оборотах. Бывают двух типов:
ременный и
редукторный. Степень понижения двигатель – винт от 2:1 до 3:1. Иногда,
по
старинке и для удешевления, используют прямую передачу (пропеллер на
валу
двигателя), но это повышает шум и снижает упор винта. Современные
ременные
передачи и редукторы – очень сложные и очень надежные системы,
обеспечивающие
максимальное использование возможностей двигателя и пропеллера.
Управление.
Система управления состоит из привода управления дроссельной заслонкой
(газ) и
управления рулями. Управление газом – выведено на вертикальную рукоятку
приводимую в движение рукой оператора. Управление рулями
(крылообразные,
заполненные специальным наполнителем) - как на автомобиле (рулем).
Специального
обучения управление аэроглиссером не требует. Опыт приходит по мере
освоения,
но абсолютно необходим при управлении на больших скоростях, в узкостях,
пограничных средах, при значительном волнении.
Защита.
Весь двигательный блок и пропеллер защищен сетчатой конструкцией.
Прочее
оборудование. Его много, по желанию может быть поставлено что
угодно. Наиболее
распространенное – пара поисковых
прожекторов, защита от попадания травы и прочего мусора внутрь корпуса,
вращающиеся сидения водителей и пассажиров, ящики для груза, рыбы, дичи
и пр., навигационные
и якорные огни, полная тентовка или кабины, различные виды связанных с
двигателем и автономных отопителей и многое другое.
Перевозка.
Обычно аэроглиссеры перевозятся на трейлерах со специальными упорами.
Спуск
катера производится как наводу, так и на горизонтальную поверхность
грунта при
помощи специального устройства и настолько прост, что под силу одному
человеку.
Разумеется аэроглиссер можно перевозить также и в кузове подходящего
грузовика,
причем при этом не требуется специальных киль-блоков.