4.02.

ПРОДАЕТСЯ ШВЕРТБОТ “ОПТИМИСТ”
в хорошие руки, за символическую плату!


СТОИМОСТЬ ВСЕГО КОМПЛЕКТА - 400$

Комплект:
1. Корпус
2. Шверт, перо руля, румпель
3. Мачта, гик, шпринтов, парус
4. Дельные вещи: крепление руля, 2 блока, утка
Материал:
Водостойкая фанера, парус - тик.

Фотогаллерея ОПТИМИСТА








БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ ЛОДКИ

   Устройство швертбота “Оптимист”. На парусе нашиты эмблема класса – буквы “О” (“Оптимист”) иІ (“интернэшнл” – международный).
    Не смотрите, что это – неказистая, плоскодонная лодочка, на первый взгляд, напоминающая ящик. Этот одноместный швертбот, можно сказать, покорил весь мир ! Тысячи таких парусников плавают всюду, где есть мало-мальски открытая ветру вода. Во всех концах света ребята, мечтающие стать яхтсменами, моряками, корабелами, начинают с “Оптимиста”. Ни одна из самых красивых яхт не может похвастать такой популярностью.
Первую лодочку этого типа – тогда она ещё не называлась “Оптимистом” – построил для своего сынишки яхтенный конструктор Кларк Миллз. Было это в конце 50-х годов во Флориде – курорте на юге США. Лодочка была тогда вооружена шлюпом, и служила хорошим пляжным развлечением. Она была очень проста по конструкции, поэтому примеру Миллза последовали другие родители, а затем лодку начали строить и сами ребята. Так во Флориде появились первые несколько десятков швертботов-ящичков.
     Потом, в 1961 г., кто-то привёз одну такую лодку в Данию. Здесь она, как говорят, получила второе рождение. Её оснастили гораздо более простым вариантом парусного вооружения: четырёхугольным парусом с распоркой-шпринтовом, снабдили запасом плавучести (это были надувные ёмкости, которые привязывали к бортам внутри лодки). Словом, сделали судно более надёжным и безопасным для плавания в суровых условиях европейского севера. Тогда же и решили широко использовать эту лодку как для начального обучения детей в возрасте от 7 до 14 лет плаванию под парусами, так и для проведения соревнований.
    Надо было, чтобы лодки, построенные в разных местах и разными людьми (добавим ещё – разного возраста), обладали по возможности одинаковыми ходовыми качествами: ведь иначе соревноваться нельзя ! Пришлось разработать особые правила их постройки, установив довольно строгие допуски на размеры корпуса и паруса. Так “Оптимист” стал классом-монотипом. Это значит, что все лодки этого класса строятся по одинаковым чертежам и из одинаковых материалов, имеют одинаковые размеры и вес. Вот почему и от Вас потребуется особая точность: никаких отступлений от чертежа !
    Была создана Международная ассоциация класса “Оптимист”, которая стала регистрировать все швертботы этого класса, построенные в разных странах, следить за соблюдением правил и обновлять их – регулировать техническое развитие класса, а главное – организовать соревнования. В 1965 году ассоциация зарегистрировала уже 17000 “Оптимистов” ! Прошло ещё семь лет – и Международный союз парусных гонок официально признал “Оптимист” в качестве международного детского класса швертбота-одиночки, рассчитанного на управление одним человеком. Таким образом, “Оптимист” имеет ныне такие же права в парусном спорте, как, скажем, заслуженные ветераны олимпиад – “звёздник” или “Финн”.
    С тех пор началось дальнейшее бурное развитие класса. “Оптимисты” стали строить в далёкой Австралии, на островах Новой Зеландии, в Японии и т.д. и т.п.. Стали проводиться чемпионаты континентов и мира.
Не миновали “Оптимист” и новинки яхтостроения. С 1970 года ассоциация класса разрешила постройку корпусов из стеклопластика, а затем и применение рангоута из алюминиевых труб. Из таких новых материалов было проще наладить массовый выпуск лодок на верфях, поэтому число “Оптимистов” стало расти ещё быстрее и к началу 1979 года достигло 120 тысяч !
    В бывшем СССР первые “Оптимисты” были построены в 1963 году. Затем Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения не только освоила выпуск таких швертботов, но и стала делать комплекты заготовок для их самостоятельной сборки на местах.

КАК УСТРОЕН “ОПТИМИСТ”

    Корпус “Оптимиста” собран из трех листов фанерной обшивки – двух бортов и днища. В носу и корме эти листы соединяются транцами – поперечными рамками, зашитыми фанерой. Сохранять правильную форму корпуса помогает и ещё одна поперечная рамка – шпангоут – на середине длины лодки. Транцы и шпангоут составляют поперечный набор – основу прочного каркаса корпуса. Как и на большом судне, на “Оптимисте” есть ещё и продольный набор – киль, днищевые и скуловые стрингера и привальный брус. Ещё одна деталь – лакированный буртик – окаймляет верхнюю кромку борта и защищает борта от повреждений при навалах на причал и т.п. Остальные детали корпуса нужны для крепления мачты и шверта. Это поперечная банка с пяртнерсом для прохода мачты; степс – гнездо для мачты, закрепляемое на киле; швертовый колодец.
    Руль с румпелем, навешиваемый на транец при помощи рулевых петель. Пенопласт, обеспечивает плавучесть лодки в случае, её опрокидывания ветром, или заливом волной. Прочность мачты специально рассчитана так, чтобы при сильном порыве ветра она ломалась, не давая шквалу опрокинуть лодку. Благодаря широкому и высокобортному корпусу “Оптимист” хорошо держится на волне высотой до 0,5 м.
   Парусное вооружение, шпринтовый кэт. Нок-безельный угол паруса удерживается шпринтовом – круглым деревянным рейком, один конец которого упирается в специальную петлю на мачте, а второй – в петельку, пришитую к парусу. Передней и нижней шкаторинами парус подвязывают тонким шнуром – слаблинем – к мачте и гику, который упирается вилкой – усами – в мачту.
    Сила давления ветра на парус передаётся на корпус лодки через мачту и гика-шкот – тонкий капроновый или растительный трос, прикреплённый к гику. Шкот проводится в два лопаря: заложенный за обушек на киле, он проходит через блок на гике и нижний блок у киля, он проходит через блок на гике и нижний блок у киля и только после этого попадает в руки яхтсмену. Рулевому приходится иметь дело уже с уменьшенной вдвое-втрое (в зависимости от варианта проводки) тягой шкота.
   Шпринтовый парус – это такая же старина, как и прямые паруса, сохранившиеся до сих пор на больших парусниках. Он удобен тем, что управляют им только одной снастью – за шкот. В случае внезапного усиления ветра надо выдернуть шпринтов из петельки на парусе – и сразу же его площадь уменьшится наполовину ! Несложно снять мачту вместе с парусом – ведь никакого стоячего такелажа нет; закатав внутрь паруса гик и реек, можно уложить мачту в лодку и взяться за весла или переждать сильный ветер.
     На многие размеры установлены строго определенные допуски, в которые необходимо уложиться. На чертежах рядом с каждым размером указана ещё одна цифра. Например, рядом с длиной 2300 мм стоит`+ 15. Это значит, что допустимо случайное увеличение этого размера вплоть до 2315 мм и уменьшение вплоть до 2285 мм.
    После постройки лодки, следует проверить соответствие размеров корпуса, шверта, руля, паруса и рангоута установленным правилам класса. Перед началом ответственных соревнований такую проверку – контрольный обмер – делают специалисты-мерители.

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ СБОРНИК ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ ШВЕРТБОТА "ОПТИМИСТ"
<<СБОРНИК>>

farsail@mail.ru

Ассоциация яхтостроителей "Фарадей-Сейл"

Hosted by uCoz